11 декабря 2024 года в целях правового просвещения и формирования у молодёжи положительного образа судебной системы в Могочинском районном суде проведена деловая игра «Судебное разбирательство», участниками которой стали учащиеся 11 класса МОУ СОШ № 92 г. Могоча.
Целями проведения данного мероприятия являются знакомство учащихся с главной стадией уголовного процесса – судебное разбирательство, где наиболее полно реализуются принципы уголовного судопроизводства: публичное слушание уголовного дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом при соблюдении принципов презумпции невиновности, обеспечения обвиняемому права на защиту, состязательности и равноправия сторон.
Для участия в мероприятия были приглашены представители Могочинской межрайонной прокуратуры, Могочинского филиала Палаты адвокатов Забайкальского края.
На основе реального дела из практики суда сотрудниками суда был подготовлен макет уголовного дела о краже телефона, которую совершил несовершеннолетний, а также сценарий судебного процесса.
Деловая игра проходила в зале судебного заседания, где рассматриваются уголовные дела.
В ходе проведённой встречи и подготовки к деловой игре председатель Могочинского районного суда Вишнякова Е.Н. разъяснила ребятам общие условия судебного разбирательства организацию судебного процесса, роль председательствующего судьи в судебном заседании. Заместитель Могочинского межрайонного прокурора Федоткина Т.Е. рассказала о роли в судебном заседании государственного обвинителя, адвокат Могочинского филиала Палаты адвокатов Забайкальского края Краева Е.А. рассказала ребятам о принципах работы защитника.
При подготовке к инсценированному судебному процессу ребята узнали, что все процессуальные действия в ходе рассмотрения дела совершаются в определённом порядке и последовательности, установленными процессуальным законом, что обеспечивает всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, поскольку в этой стадии решается вопрос о невиновности или виновности подсудимого и может быть постановлен оправдательный или обвинительный приговор.
Дети попробовали себя в роли судьи, секретаря, государственного обвинителя, адвоката, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, законного представителя, педагога. В деловой игре приняли участие 9 учеников, также присутствовали в качестве слушателей ребята, которые наблюдали за судебным процессом совместно с учителем Елиной Л.А.
Деловая игра состояла из ряда этапов: открытия судебного заседания, рассмотрения дела по существу, исследования доказательств, судебных прений и заключительной части судебного процесса.
Школьники получили максимально приближенное к реальности представление о ходе проведения судебных заседаний по уголовному делу. Деловая игра позволила подросткам погрузиться в реальный уголовный процесс.
Ребята узнали, какие стороны участвуют в суде и кто их представляет, а также поняли права и обязанности каждой стороны, какая статья Уголовного кодекса РФ устанавливают ответственность за кражу и какое наказание может быть назначено за такое преступление.
Все участники деловой игры ответственно подошли к организации постановки судебного процесса: распределили процессуальные роли, разобрались с установленным законом процессуальным порядком проведения судебных заседаний.
В завершении председатель суда Екатерина Николаевна вручила ребятам, принимавшим участие в деловой игре Конституцию РФ. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями.
Формат проведенного мероприятия помог ребятам понять сложные правовые процессы и повысить их правовую грамотность, получить новые знания в доступной игровой форме. В процессе деловой игры ребята знакомились с российским законодательством, с принципами справедливого судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон, и самое главное уважительное отношение к закону и суду, что бесспорно влияет на формирование у подрастающего поколения правового сознания, а проявляемый молодёжью интерес к юридическим наукам и возможность знакомства с юридической профессией изнутри на пороге поступления в высшие учебные заведения и при получении среднего специального образования помогут достигнуть целей профессионального ориентирования и привлечения в профессию будущих специалистов. |